ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 1 из 7
Не прочитано
9
Август 2016года
Интервью номера

Изменить парадигму здравоохранения

В Интервью с д-ром мед. наук, проф., зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, директором Научно-образовательного центра «Институт лабораторной медицины», Санкт-Петербург, В.Л. Эмануэлем

— Владимир Леонидович, что Вы пожелаете коллегам в свете предстоящих осенью значимых для лабораторного сообщества событий?

— Конечно, здоровья и еще раз здоровья — в запас, поскольку нам повезло и мы живем в эпоху перемен!

— Что Вы считаете самым большим достижением лабораторной диагностики в ХХ веке?

— Революционные преобразования естественно-научных дисциплин в ХХ веке определили масштабные открытия в области биологии и позволили оценивать состояние здоровья на клеточном и молекулярном уровне. Что, по существу, и сформировало научную дисциплину и медицинскую специальность — клиническую лабораторную диагностику.

— Какие новые достижения Вы ожидаете?

— Таланты in vitro раскроют новые таинства in vivo и позволят сменить парадигму здравоохранения от медицинской помощи больному на истинно здравоохранительную функцию. То есть будет внедряться все больше скрининговых исследований для выявления не только социально значимых, но и все большего количества различных заболеваний.

— Прошло 10 лет с начала реализации национального проекта «Здоровье». Как изменились лаборатории за это время с точки зрения новых технологий, уровня образования персонала, качества исследований?

— Конечно, в лаборатории ворвались новые технологии. Это, безусловно, позитивное проявление государственной политики по сохранению здоровья популяции. Но при этом открылась важнейшая проблема — кадровая. Специалистам наших лабораторий за очень короткий срок приходится совершать огромный скачок из области лабораторного дела через клиническую лабораторную диагностику в область лабораторной медицины. Увы, остаются проблемы подготовки клинического персонала по эффективному использованию уникальной лабораторной, трансляционной по сути информации. В системе подготовки врача-лечебника, врача-педиатра, врача-стоматолога, т. е. самого массового клинического персонала, учебная дисциплина «клиническая лабораторная диагностика» отсутствует. И это при том, что врач любой клинической специальности ежедневно назначает и интерпретирует лабораторные исследования, а также несет ответственность за правильность так называемого преаналитического этапа, на уровне которого и наблюдается наибольшее число ошибок. Безусловно, это ошибка государственного масштаба, поскольку Всемирная организация здравоохранения справедливо провозглашает, что качество медицинский помощи не может быть выше качества полученного образования.

— Какие проблемы существуют сегодня в клинических лабораториях? Как они решаются и как их можно решить?

— Не хочу никого обижать, но лаконично отвечу так: качество лабораторного обеспечения лечебно-диагностического процесса — это прежде всего критерий эрудиции руководителя медицинской организации.

— Какую отрасль лабораторной диагностики Вы считаете самой важной?

— Сегодня мы располагаем очень широким арсеналом технологий. Образно говоря, в наших руках лабораторный эндоскоп, позволяющий выявлять патохимические процессы на донозологической стадии, т. е. управлять, модифицировать течение заболеваний. Но информативность лабораторной диагностики в ее комплексности, поскольку организм — един! Поэтому для специалистов нашего «цеха» очень важно восстановить клинический статус специальности. Исторически мы родились в умах наиболее продвинутых клиницистов: И.И. Мечникова, С.П. Боткина, Д.Л. Романовского, А.П. Бородина и других. Овладев клиническими аспектами лабораторной медицины, мы сумеем приблизиться к статусу врача-патолога (можно: врача-патофизиолога), который радикально изменит положение дисциплины в системе здравоохранения в целом.

— В какой области лабораторной диагностики идет более активное развитие инноваций, а в какой мало что изменилось? От каких исследований давно пора отказаться, а какие нужно развивать?

К сожалению, еще нередко используются малоинформативные лабораторные исследования (тимоловая проба, неколичественная оценка СРБ, сульфосалициловое определение протеинурии и т. д.). Что подчас зависит не столько от недостаточного финансирования учреждений, сколько от недостатка знаний.

Думаю, что развитие лабораторной медицины коснется оценки клеточных и субклеточных структур на молекулярном, генетическом уровне. Однако важнейшим скачком явится возможность распознать «рисунок функции», по образному выражению известного отечественного морфолога Д.С. Саркисова. Иначе говоря, изменения состава, структуры реализуются в организме изменениями функции, свойствами, которые лабораторно оцениваются биофизическими методами. Эту взаимосвязь между составом и свойствами раскроют методы медицинской информатики.

— У руководителя клинической лаборатории, на мой взгляд, необъятное количество функций и обязанностей. Может быть, пора вводить в лабораториях должности менеджеров по организации работы, кадрам, качеству и т. д.?

— Вводить ли должность, зависит от мощности лаборатории. А вот знания в области менеджмента в здравоохранении — это насущная, я бы сказал, уже императивная потребность. Очень ценно, что наш незабвенный Учитель — Вадим Владимирович Меньшиков последние годы своей жизни посвятил разработке отечественной базы в этой области знаний, основанной на международном опыте применения стандартов ИСО.

— Что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию в лабораторной службе?

— Во-первых, ускорить внедрение профессиональных стандартов — в качестве первого этапа восстановления медицинской деятельности врачей нашего «цеха». Это потребует радикального изменения кадровой политики в нашей области: приоритетного отношения к специалистам среднего звена с поэтапным преимущественным «заполнением» клинико-диагностических лабораторий медицинскими технологами при обязательном повышении их материального статуса. Одновременно с сокращением потребности во врачебных кадрах для лабораторной службы должно быть обеспечено формирование специалистов, владеющих клиническим мышлением на основе определенного объема знаний в области клинической медицины и постоянно обновляющейся базы компетенций в части in vitro-технологий. Необходимо внедрение принципов менеджмента, которые позволят четко распределить обязанности в КДЛ. Врачи будут заниматься медицинской деятельностью: формированием и реализацией алгоритмов лабораторной диагностики для клинических задач, всей совокупностью методической работы по технологическому обеспечению лицензируемых видов медицинской помощи в конкретном учреждении. А выполнять основной объем исследований будут медицинские техники и технологи.

Во-вторых, нужно продолжать поэтапную технологическую модернизацию службы и проводить организационные преобразования, направленные на расширение сферы диагностики «в месте лечения» и сокращение «времени оборота теста» при безусловной ответственности лаборатории за все этапы, включая пре- и постаналитические. Требуется оптимизировать организацию службы, имея в виду централизацию как наиболее радикальную форму повышения качества и эффективности деятельности. Но эту сложную работу нужно делать без фанатизма, всегда учитывая конкретные условия. И, наконец, помнить, что лабораторные исследования нужны только грамотному клиницисту, а для обеспечения его соответствующими знаниями нужно изменить федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и систему последипломного непрерывного обучения, включив нашу дисциплину в учебные планы.

Ну, а всем нам, подчас имеющим различные точки зрения на происходящие в «цехе» преобразования, нужно безоговорочно принять, что: «Мы все живем на этой маленькой планете. Мы все дышим одним и тем же воздухом. Мы все заботимся о будущем наших детей. И все мы смертны» (речь Д.Ф. Кеннеди в Американском университете 10 июня 1963 г.).

Беседовала ответственный редактор А. Усова

№ 9, 2016
Влияние преаналитического этапа на результаты исследования цитокинового профиля отделяемого цервикального канала у женщин с эктопией шейки матки